Главная >> Публикации >> КО ВТОРОМУ «РОЖДЕНИЮ»  

Публикации

КО ВТОРОМУ «РОЖДЕНИЮ»

Бочкарева Т.В., Самарцев С.Е. (АНО «УРБЭКС-развитие»)

В последнее время по разным внутренним и внешним причинам ситуация развития в нашей стране серьезно и регулярно меняется. Изменения происходят по разным внутренним и внешним причинам. Если не принимать во внимание природные и техногенные катастрофы, другие чрезвычайные ситуации, то это выглядит так, будто «некто значимый» задает «пространство» и правила своей «игры», условия конкурентоспособности, с которыми остальные вынуждены так и или иначе считаться. А это означает, что приходится неизбежно делать выбор между выживанием и РАЗВИТИЕМ. И это касается не только корпораций, но и поселений разного уровня, городских округов и муниципальных районов, отдельных регионов и всей страны в целом.

Отслеживание, анализ и реагирование на внешнюю ситуацию не могут быть точными до тех пор, пока не выстроен стержень собственных устремлений, переведенный в организованную деятельность. Поэтому, если не иметь собственной глубокой, разветвленной и диверсифицированной стратегии, то невольно придется «играть» по чужим правилам, реагировать на формируемые кем-то обстоятельства. Наличие обоснованной стратегии развития позволяет корректировать свои действия, выстраивать взаимодействия с внешней средой в любой меняющейся ситуации.

Автономная некоммерческая организация по городскому и региональному развитию АНО «Урбэкс-развитие» действует с 1992 года, работает по широкому спектру направлений [1] и использует разнообразные форматы работы (рис. 1).

Многолетний опыт разного рода разработок, прежде всего стратегических, позволил сформировать слаженную команду – междисциплинарный коллектив профессионалов (экономистов, географов, социологов, культурологов, юристов и др.), подготовить высококлассных специалистов широкого профиля, специализирующихся в сфере стратегирования. Каждый из них владеет комплексом передовых методов планирования, прогнозирования, моделирования, проектирования, а также набором игротехнических и прочих интерактивных техник коллективной работы. Наличие специалистов по регионалистике, широкий региональный спектр работ [2], позволяют АНО «Урбэкс-развитие» работать в любом регионе, а также с разными типами муниципальных образований.

Наши работы, в том числе стратегической направленности, базируются на определенной совокупности методологических принципов [3]. За годы деятельности на их основе нам удалось создать и апробировать целый ряд интеллектуальных организационных технологий. Базовой среди них является технология стратегирования, универсальная для бизнеса и властей всех уровней за счет технологически организованной последовательности действий.

АНО Урбэкс-развитие

При этом для каждого клиента с его обстоятельствами мы находим индивидуальное решение: обеспечиваем разработку стратегии развития на основе выявления внутреннего потенциала и внешних возможностей и ограничений, обучаем основам стратегического мышления сотрудников, запускаем ход реализации стратегии через совокупность процедур организационного, информационного и образовательного характера.

Технология стратегирования АНО «УРБЭКС-развитие» состоит из двух неразрывных составляющих: содержательной (технологии разработки и реализации стратегии развития региона, муниципального образования или предприятия) и организационной (технологии организации стратегических работ).

Технология разработки и реализации стратегии развития региона/муниципального образования – представляет собой последовательно-итеративный поэтапный ход разработки, состоит из следующих взаимосвязанных процедур:

  • стратегический анализ социально-экономической и оргуправленческой ситуации развития (при разном ее масштабировании);
  • стратегический синтез ключевых факторов развития (во взаимосвязи прошлого-настоящего-будущего);
  • формирование будущего желаемого ОБРАЗА объекта стратегирования;
  • генерация стратегических целей («дерева целей») и соответствующих приоритетных направлений развития;
  • разработка прогнозных сценариев;
  • разработка средств управления будущим развитием – комплекса программ и проектов, увязанных с «деревом целей»;
  • разработка организационно-управленческих механизмов реализации и мониторинга стратегии (рис. 2).

Основные технологические этапы стратегирования
Рис.2. Основные технологические этапы стратегирования

На соответствующих этапах работ применяются разнообразные средства и методы, включающие в себя как уже известные, апробированные в мировой практике стратегического планирования, так и специально созданные методы работы. Технологичность разработки обеспечивается использованием значимой информации при помощи отработанных процедур на каждом последующем итеративном «шаге» работ.

Особенностью разработанной таким образом стратегии является каркас стратегического «дерева» целей (трех уровней) с соответствующим каждой цели средством ее достижения. При изменении текущей ситуации в «дерево» целей вносятся изменения (как правило, на нижнем уровне) с соответствующей корректировкой программно-проектного наполнения. В целом же каркас стратегических целей двух верхних уровней остается неизменным – вплоть до смены принципиальной стратегической ориентации.

Технология организации стратегических работ основана на применении средств организации деятельности, соорганизации участников стратегического процесса, а также на процедурах управлении ходом разработки, запуска и реализации стратегии развития.

Совокупность средств организации стратегирования включает в себя концептуирование, прогнозирование / сценирование, программирование, проектирование, планирование и другие инструменты работы с Будущим.

Главное в организации хода стратегировании – запуск с помощью перечисленных организационных средств управления процесса деятельности в направлении желаемого Будущего (во взаимосвязи с Прошлым через Настоящее).

Действительно эффективные стратегии могут быть разработаны и реализованы при интеграции консалтинга и местных экспертов в одну стратегическую группу. Этот вариант сотрудничества (интегрированный консалтинг [4]) на региональном и муниципальном/межмуниципальном и корпоративном уровнях включает в себя формирование группы стратегического развития (ГСР) и организацию партнерского взаимодействия в ней консультантов, представителей государственных органов власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса, общественных организаций и местного сообщества.

Следует отметить принципиальную позицию, которую обретают участники ГСР в работе с «УРБЭКС-развитие» по разработке стратегии, – позицию стратега, а также возможность отработать соответствующее стратегическое мышление.

Важнейшими составляющими технологии организации стратегических работ являются управление развитием регионов/муниципальных образований (организация деятельности существующих структур в стратегическом ключе; разработка и формирование специальных институтов развития) и управление реализацией стратегии любого уровня (в качестве примера – муниципального [5].

При должном сочетании обеих технологических составляющих (содержательной и организационной) в результате стратегирования получается качественный итоговый продукт – конкурентоспособная стратегия развития и организационная схема ее реализации.

На основе описанной выше технологии стратегирования в АНО «УРБЭКС-Развитие» разработаны и используются следующие технологии: технология разработки стратегии пространственного развития региона [6]; технологии проектирования/ программирования в сферах муниципального/ регионального развития; технология социокультурного проектирования; технология организационного проектирования; технология стратегирования в сфере бизнеса [7]. Каждая из них может использоваться как самостоятельно, так и в рамках технологии стратегирования.

Разработанные технологии универсальны по отношению к любым видам объектов стратегирования (предприятиям и организациям любых сфер деятельности, городам, районам, регионам). Наша практика доказывает это.

Значимым достижением в деятельности АНО «УРБЭКС-Развитие» стала апробация разработанных технологий на корпоративном, муниципальном и региональном уровнях. При этом характерной особенностью работ является взаимоувязка разных уровней: при работе с регионом принимаются во внимание устремления и потребности входящих в него муниципальных образований, и, наоборот, при работе с организациями и муниципальными образованиями учитывается соответствующий объемлющий уровень региона/макрорегиона или страны.

Изложенный подход к стратегированию в наиболее развернутом варианте успешно применен в работах по развитию Самарской области [8] (2003…2007 гг.) и Республики Дагестан (2008…2009 гг.), а также отдельных входящих в эти регионы муниципальных образований [9].

***

В качестве примера приведем опыт АНО «УРБЭКС-Развитие» по разработке «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года» [10]. В ходе стратегирования для полновесного представления внутренних и внешних возможностей и ограничений развития республики было задано несколько масштабов представления Дагестана как объекта стратегирования [11].

Предмет стратегирования Республики Дагестан составили несколько ипостасей ее представления:

  • Народ – сообщества – население – отдельный человек; социум как среда их жизни (ОБЩЕСТВО);
  • Совокупность разных видов деятельности, часть которых можно отнести к хозяйственной сфере (ХОЗЯЙСТВО);
  • Различная ИНФРАСТРУКТУРА как СРЕДА жизни и деятельности («пронизывающая» разные сферы);
  • ТЕРРИТОРИЯ как интегратор материнской среды жизни, прежде всего природной;
  • Сфера ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ как организующая прочие сферы жизнедеятельности.

Разработка стратегии развития Дагестана осуществлялась технологично – путем последовательного продвижения по пяти этапам стратегирования итеративным образом (при итеративно-возвратной доработке по необходимости предыдущих шагов на каждом последующем); каждый из пяти этапов включал несколько технологических процедур. Существенным моментом стало выявление факторов развития Республики (на основе анализа внешних и внутренних стратегических возможностей и ограничений), задающих систему координат и определяющие направление дальнейшего развития региона [12].

Республика Дагестан как объект стратегирования

В ходе осуществления процедур стратегического целеполагания и был принят во внимание и учтен целый ряд оснований (рис.3). При соотнесении наиболее значимых характеристик внешних факторов развития Республики и пяти ипостасей региона, были получены пять стратегических направлений действий [13] как совокупность целей второго уровня и соответствующих им целей управления [14]. Цели третьего уровня были получены при рассмотрении значимых аспектных характеристик факторов развития как направления минимизации их отрицательных сторон и максимального задействования их положительных возможностей. При этом были учтены как внутренние целевые ориентиры конкретных муниципальных образований республики, так и внешние – на уровне соседних регионов, России, стран Каспийского региона, особенно стран СНГ. Кроме того, были приняты во внимание значимые ценностные ориентиры – от внутри дагестанских до цивилизационных. Итеративная проработка всех целей по уровням позволила выстроить взаимоувязанное (по вертикали и горизонтали) «дерево» целей развития Дагестана [15].

Основываясь на системном анализе социально-экономической системы РД, а также целевых ориентиров КДР-2020 России и других документов, было выделено три прогнозных вариативных сценария развития республики (инерционный, инвестиционно-умеренный и инновационный) с определением базовых параметров. В их рамках определены стратегические позиции при реализации Стратегии [16].

Для подготовки реализации целей второго уровня были выбраны основные «ключи» реализации стратегии. Для достижения целей третьего уровня «дерева» целей была разработана совокупность программно-проектных направлений (с выделением ключевых) как средства реализации стратегии в системе механизмов реализации стратегии [17]. Кроме того, проработаны инструменты формирования современ­ных экономических форм организации про­изводства – кластеров [18] и зонирование (выделение зон опережающего развития) как инструмент территориально-пространственного развития республики.

Определена поэтапная организация реализации Стратегии и первоочередные организационные меры по этапам реализации Стратегии, в том числе в виде совокупности организационных проектов реализации целей управления.

***

Размышляя об опыте разработок стратегий развития муниципальных образований и субъектов РФ, можно выделить следующие ключевые проблемные вопросы стратегирования в России:

  1. Стратегии на обоих уровнях не реализовываются.
  2. Чаще всего применяемая в России методология стратегического планирования не достаточно технологична и операциональна, дает некачественные результаты.
  3. В стране отсутствует идея стратегического развития, не задействован «код» русской цивилизации, поэтому движение к лучшему будущему идет интуитивно.
  4. Отсутствует эффективное взаимодействие власти, общества и бизнеса.

Если раскрыть указанные проблемные вопросы только в ключевых аспектах, – получим следующую картину.

Как правило, разработанные стратегии не работают в силу следующих причин:

  • во-первых, администрации фактически не «запускают» регулярную деятельность по реализации стратегии;
  • во-вторых, стратегии не являются документами, согласно которым осуществляется финансирование программ и проектов.

По большому счету, можно говорить о реализации лишь отдельных направлений или об отдельных феноменах на уровне регионов и муниципальных образований, и то, не благодаря методологически заложенным механизмам управления реализацией стратегии, а, скорее, вопреки сложившимся в стране механизмам «ручного» управления.

Следующий принципиальный ключ к пониманию нереализационности стратегий заключается в повсеместно заданном шаблоне целеполагания: при разработке цели всех стратегий федерального, регионального и муниципального уровней практически совпадают – везде формулируется аморфное «повышение уровня и качества жизни» (для пассивного населения). При этом теряется внутренняя суть объекта стратегирования: его природа, общество, хозяйство, инфраструктура, управление и др. А далее цели выражаются (на самом деле подменяются) желаемыми результатами. Таким образом, стратегическое целеполагание фактически не производится.

Далее, в стране отсутствует глубокая, проработанная идея ее стратегического развития, а текущая идеология выстраивается на тезисах всеобщей модернизации (большей частью на передовых западных технологиях) и инновационного развития по пяти направлениям, выдвинутым Президентом Д.А.Медведевым. Однако заданные пять направлений технологического совершенствования не схватывают внутренней глубинной сущности страны, выражающейся в ее роли и местоположении в мире, в принципиальном «коде» русской цивилизации, а значит при реализации повлияют лишь на отдельные составляющие жизни страны. Возникает принципиальный вопрос: какие направления деятельности являются определяющими в развитии России на текущем этапе, учитывая что проблема не столько в экономике и технологиях, сколько в системности представлений о будущем у людей, управляющих реальной деятельностью на всех уровнях.

На западе еще в начале этого века произошло осознание того, что в чистом виде методология стратегического планирования на практике не работает (Минцберг и др.), поскольку его долгосрочность не соответствует быстрым текущим изменениям. Со своей стороны отметим, что неэффективность стратегического планирования в первую очередь обусловлена тем, что его положения не переведены в строгую операционально-технологическую последовательность действий, дающую на выходе требуемое качество разрабатываемого продукта – стратегии. В силу этих причин в мире начал разрабатываться новый инструментарий предвидения будущего в двух, можно сказать, противоположных направлениях: 1) методы форсайта и «дорожных карт»; и 2) отказ от долгосрочного предвидения и разработки стратегий (в бизнес-сфере) в пользу коротко- и среднесрочных инновационных проектов, так как количество захлестнувших мир изменений в единицу времени так велико, что учесть их стратегически не представляется возможным.

Ответом на вопрос о необходимости стратегий развития на разных уровнях на текущем этапе взрывного характера движения цивилизационного потока [19], является следующее утверждение: если не иметь своей стратегии, то ваш регион (страна) будет «использоваться» стратегией конкурента.

С учетом технологических проблем стратегического планирования, появления новых подходов в виде форсайта, «дорожных карт», «технологических платформ» и консультантам, и высшему управленческому звену страны и регионов предстоит совершить второй подход к стратегированию, который должен устранить допущенные ошибки, и выработать новые технологии стратегирования. Эти технологии призваны связать развитие страны, регионов, муниципальных образований и предприятий в единый, системно выстроенный процесс и запустить реализацию стратегий на основе регулярной деятельности и взаимодействия власти, бизнеса и общества. То есть необходимо сосредоточиться на повышении эффективности как самих технологий стратегирования, так и стратегическом взаимодействии разных частей общества, составляющих единое целое – общественно-государственный организм.

Для этого нам представляется необходимой организация выполнения следующих работ.

1. Корректировка стратегий регионов через технологически выстроенный набор процедур:

  • определение принципиальной сущности объекта стратегирования и мониторинга его текущего состояния;
  • выстраивание «дерева целей», адекватного месту и роли региона в России (а для России – в мире);
  • внедрение механизмов инноватизации управления на всех уровнях;
  • формирование собственной инновационной системы в каждом регионе и национальной инновационной системы в стране (упомянутые процедуры корректировки разработаны в АНО «Урбэкс-развитие» и готовы к применению).
    2. «Доращивание» технологического цикла разработки стратегии этапом реализации, в ходе которого проводится периодическая коррекция «дерева целей».
    3. Организация системы управления реализацией стратегии через внедрение ряда механизмов реализации в качестве постоянно выполняемых процедур и процессов. Мы разработали и предлагаем федеральным министерствам и ведомствам, регионам и муниципальным образованиям, взаимосвязанный пакет организационных проектов управления реализацией стратегии развития, осуществление которого обеспечивает реализационность стратегии на любом уровне.
    4. Обеспечение непрерывности процесса стратегирования за счет постановки стратегического мышления, прежде всего, у лиц отвечающих за управление предприятием, регионом, страной.

Важнейшие направления развития в нашей стране связываются сейчас с модернизацией и системной проработкой инновационных технологий. Невозможно отрицать, что это является значимым на текущем этапе, поэтому для страны и ее регионов в ближайшее время особенно актуальными (поскольку неуправляемые инновации могут привести к разбалансировке процессов и неэффективности затрат) станут стратегии инновационного развития, разработанные по новым технологиям.

Такой сложный многоаспектный комплекс работ требует сочетания различных современных методов и технологий (форсайт, «дорожные карты», «технологические платформы» и др.). Отвечая на этот «вызов», в Москве организовано сообщество консультантов развивающего подхода «МетаКонсалтинг», обладающих отработанными технологиями, решающими различные задачи регионального, социального, производственного и иных аспектов развития. В сообщество входит несколько деловых сетей состоящих из индивидуальных консультантов и более десятка организаций, имеющих разнообразный опыт стратегирования.

Миссия этого делового сообщества консультантов – быть «Национальным Конструктором Развития», разрабатывающим новые технологии на основе сборки отработанных модулей, уже имеющихся в сообществе, и проработки новых.

АНО «УРБЭКС-развитие» входит в совет директоров «МетаКонсалтинга» и потому его имени приглашает к сотрудничеству в разработке стратегий инновационного развития и инновационных систем разного уровня заинтересованных юридических и физических лиц на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Тел. (495) 548-30-11

E-mail: urbeks@yandex.ru

[1] Среди заказчиков – органы государственной власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления; руководство бизнес-структур; ассоциативные структуры. Имеется опыт участия в реализации ряда международных и федеральных программ: Международная программа ЮНЕСКО «Человек и Биосфера»; Международный проект «URBIS» (ЮНЕСКО – Стокгольмский SRC); Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления; Программа «Малые города России» Института «Открытое общество».

[2] Имеется опыт работы в следующих регионах: Архангельская область (Котласский и Пинежский районы), Вологодская область (г.Великий Устюг), Республика Дагестан (в т.ч. отдельно Лакский район); Калужская область (г.Калуга), Карелия (Лахденпохский район); Кировская область (Котельнический район); Московская область (Домодедовский, Клинский район; города: Дзержинский, Жуковский, Истра, Королев, Красноармейск, Протвино); Псковская область (Невельский, Пыталовский районы); Самарская область (в т.ч. отдельно города: Самара, Жигулевск, Богатовский, Борский, Нефтегорский, Сергиевский районы); Сахалинская область; Ставропольский край; Хабаровский край (г.Уссурийск), Ярославская область (г.Ярославль, г.Рыбинск). В ходе проведения Всероссийского конкурса муниципальных образований (1997-98 гг.) осуществлена работа со 195 муниципальными образованиями разного типа в 43 регионах России.

[3] Из базовых понятий ключевыми являются «жизнь», «жизненные процессы» и «развитие». Они задействуются применительно к объектам разного уровня и масштаба, которые имеют свои жизненные циклы, свое предназначение и возможности развития, согласно которым и возможно выстроить наиболее оптимальную структурно-функциональную организацию этих объектов, а также управление их развитием в соответствии со стратегическими ориентирами. Любой объект рассматривается в неразрывности пространственных и временных параметров его существования. Это отражается в учете принципиально значимых территориальных особенностей (климат, горы, реки, леса, побережья и т.д.) и их пространственной выраженности (концентрация/деконцентрация; центрирование/децентрирование и пр.) в соотнесении жизненных циклов объекта и объемлющих его образований (например, города – региона – страны – макрорегиона – Земли).

Муниципальное образование/регион задается как совокупность вложенностей – частей в составе целого (принцип целостности). Так, регион, с одной стороны рассматривается как часть страны/макрорегиона, с другой – как совокупность территориально-административных единиц.

Принцип целостности распространяется также и на процессы развития, что выражается во взаимосвязанном рассмотрении процессов развития страны, составляющих ее регионов и входящих в их состав муниципальных образований, а также соразмерении их жизненных циклов.

Сложность объектов рассмотрения обусловливает необходимость применения разных видов знаний (мультидисциплинарность) и их синтез (синтез знаний) для построения адекватных моделей описания и развития объектов.

[4] Интегрированный консалтинг предусматривает проведение интерактивных семинаров с ГСР (в узком и расширенном составах), дистанционное выполнение заданий с их последующей доработкой, процедуры организации работы ГСР, процедуры взаимодействия заказчика с консультантами и др.

[5] Бочкарева Т.В., Самарцев С.Е. Основы управления реализацией стратегий развития. В сб.: Управление реализацией стратегий развития муниципальных образований. Серия «Библиотека местного самоуправления», выпуск 52. М.: Московский общественный научный фонд; Ассоциация «Муниципальное экономическое развитие», 2004. – с.11-41. Бочкарева Т.В., Самарцев С.Е. Организационно-управленческий механизм реализации стратегии развития муниципальных образований. В сб.: Управление реализацией стратегий развития муниципальных образований. Серия «Библиотека местного самоуправления», выпуск 52. М.: Московский общественный научный фонд; Ассоциация «Муниципальное экономическое развитие», 2004. – с.42-234.

[6] Применяется и как самостоятельная технология, и как составная часть разработки стратегии социально-экономического развития региона. Пример: «Стратегия пространственного развития Самарской области до 2015 года”, 2005 г. «Разработка основных направлений и форм реализации стратегии пространственного развития Самарской области до 2020 г.» (с учетом положений стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 г.)», 2007 г.

Важнейшим итогом разработок по пространственному развитию региона становится выявление особенностей межмуниципальных связей разного вида и направлений субрегионального и развития. Пример: «Социально-экономический анализ, предпосылки и обоснование укрупнения муниципальных районов Самарской области». 2006 г.

[7] Включает в себя комплекс консалтинговых работ (в режиме интегрированного консалтинга) по созданию интеллектуальных организационных технологий через совокупность процедур организационного, информационного и образовательного характера (при разработке стратегии развития как собственно компаний, так и в рамках муниципальных/региональных стратегий развития).

[8] По результатам работ опубликована монография («Стратегия муниципального развития: методологические основы и технология разработки», М.: Наука, 2005г.), которая отмечена дипломом I степени VI Российского конкурса в области муниципального управления (Минрегион развития РФ и ФГНУ РНЦ государственного и муниципального управления), М., 2006 г.

[9] Разработка стратегий развития Республики Дагестан и одного из высокогорных районов этой республики; городского округа и четырех районов Самарской области.

[10] Назначение стратегии для развития жизнеспособного региона было задано двойным образом:

  • как совокупность целевых установок и стратегически приоритетных направлений развития Республики Дагестан и освоения ее территории (для обеспечения правильной и достойной жизни дагестанцев), согласованных с долгосрочными целями и перспективными направлениями развития ЮФО и РФ в целом;
  • как система средств государственного и муниципального управления реализацией стратегии развития Республики Дагестан (в рамках государственной политики регионального развития) во взаимодействии с бизнесом и общественными структурами.

[11] Масштабы представления Республики Дагестан: один из 79 субъектов РФ; один из 13 субъектов, входящих в ЮФО и граничащий в ее пределах с Калмыкией, Ставропольским краем и Чеченской республикой, а также являющийся пограничным регионом с Азербайджанской республикой и Грузией; один из трех регионов России, представляющих ее интересы в Каспийском регионе; внутренний масштаб (регион как совокупность муниципальных образований – 10 городских округов и 42 муниципальных района).

[12] Факторы развития (в порядке выявленной значимости): организационно-управленческий; территориальный фактор и местоположение; инфраструктурный; хозяйственно-экономический; природно-ресурсный; социокультурный; народонаселенческий.

[13] Стратегические направления действий: I – Развитие дагестанского общества; II – Формирование благоприятной социальной среды; III – Формирование перспективного пространства и инфраструктуры; IV – Развитие хозяйства республики:; V – Реорганизация органов власти и управления.

[14] Цели управления реализацией стратегии развития Республики направ­лены на консолидацию общества и конструктивные общественные отношения, создание социокультурных условий для повышения уровня и качества жизни населения, организацию эффективного пространственного развития; реализа­цию частно-государственного партнерства в решении задач развития эко­номики и оснащение органов власти и управления современными инструмен­тами.

[15] Ориентир на увязку целей развития разного уровня – в масштабе всего трехуровневого «дерева» целей был также обусловлен формируемой в стране системой стратегического планирования, в рамках которой задается необходимая связность и согласованность стратегий развития регионов в рамках стратегий развития федеральных округов, региональных стратегий с отраслевыми стратегиями развития. Тем самым осуществляется «перевод» управления развитием страны в целом и ее отдельных звеньев, в частности, в единое (взаимоувязанное по целям) стратегическое русло.

[16] Стратегические позиции при реализации Стратегии:

  • экономика Дагестана, с одной стороны будет совершенствоваться за счет реорганизации традиционных видов деятельности в направлении повышения их эффективности на основе специально разработанных технологий организации и управления процессами производства и достижения большей производи­тельности (эффективности);
  • связность и улучшение качества производств за счет кластерной организа­ции хозяйствующих субъектов обеспечат существенное повышение конкурентоспособности;
  • трансферт новейших и разработка собственных инновационных технологий на территорию Дагестана и развитие новых видов производств обеспечат высокие показатели производительности труда;
  • особая территориальная организация хозяйствующих субъектов в зонах опережающего развития, а также сбалансированное развитие территорий Республики;
  • включение населения в реализацию стратегии за счет механизмов частно-государственного и социального партнерства;
  • реорганизация власти и управления на основе взаимосвязанных информаци­онно-коммуникационных, организационно-управленческих и других специально разрабатываемых технологий организации эффективного управления деятель­ностью;
  • реализация практического научения в специальных учебных заведениях ВУ­Зах (научно-технологический институт, центр гуманитарных технологий);

[17] Механизмы реализации: организационно-управленческие, финансово-экономические (включая инвестиционные), информационно-коммуникационные, нормативно-правовые, образовательные, механизмы социального партнерства (в т.ч. частно-государственного).

[18] В Дагестане имеются предпосылки формирования и развития кластеров: винно-коньячного, плодоовощеконсервного, автокомпонентов, судостроитель­ного, нефтегазового, промышленности строительных материалов и конструк­ций, гидрогенерирующего и туристско-рекреационного. Все они в той или иной степени связаны с существующими областями специализации респуб­лики; в перспективе также возможно создание транс­портно-логистического и инновационно-промышленного кластеров.

[19] Ход развития мировой цивилизации до сих пор во многом определяется силовым путем, где экономическое соревнование диктует направление развития, которое в свою очередь строится через стимулирование общества потребления. В недалекой, но стратегической перспективе XXI столетия, цивилизационной задачей человеческого сообщества станет задача уцелеть, не быть сметенным с лица Земли. И потому, ориентируясь на инновации, нельзя рассчитывать на те, которые преобразуют субстанцию, созданную природой, ибо, не понимая принципа творения, можно методом проб наткнуться на роковую ошибку. Нарушение баланса между естественным и искусственным ведет к деградации и полному разрушению.